?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Чтение. Эмпатия. Слово.
blossom_time

О роли точного слова в работе с клиентом от нашего преподавателя на курсе по понимающей психотерапии.
И о роли чтения как процесса, расширяющего словарный запас и позволяющего лучше ориентироваться в мире своих внутренних переживаний, а значит, в потенциале и в мире переживаний другого.

“В эмпатической реплике переживание получает имя. Значение этого события «наречения имени» трудно переоценить. Обнаружение «собственного» имени переживания — по сути, поэтическая задача, в которой совершенно отсутствует произвол: человек «бессознательно знает» именуемую реальность и обнаруживает тонкую сензитивность, порой даже некоторую лексическую капризность до тех пор, пока не будет найдено истинное имя этого переживания.

Даже если речь идет о довольно грустных чувствах, миг узнавания имени радостен, часто сопровождается характерным выдохом, полным облегчения, как будто некий груз невыраженного, безымянного чувства приходилось держать долгим напряжением мышц и желез, а теперь можно с облегчением вздохнуть, доверив его емкому, сильному слову, которое вмещает в себя все это чувство без остатка. Имя словно бы освобождает тело, разрешает его от бремени чувства и делает это заново родившееся чувство достоянием личности“.

Василюк Ф.Е.

НЕТ СЛОВ?

КАК ЧТЕНИЕ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЭМПАТИИ.

Рассказы обладают силой наполнять жизнь чувствами и помогают детям понимать и их собственные переживания и переживания других людей.

Нет ничего приятнее, чем наблюдать как ребенок растворяется в мире любимого вымышленного героя.
Польза от чтения выходит далеко за пределы только лишь грамотности: ряд исследований подчеркивает силу, заключенную в вымышленных историях, которая помогает детям справляться со своими собственными переживаниями и с переживаниями других людей.

Нейропсихологи поддерживают это заключение. Исследователи из Университета Эмори, Атланта, США, утверждают, что художественные истории обманом заставляют наш мозг думать, будто мы - часть истории. Эмпатия, которую мы чувствуем в отношении персонажа, перенастраивает наш мозг таким образом, чтобы мы могли также тонко воспринимать реальных людей. Исследования Университета Карнеги — Меллон выяснили, что когда вы настолько погружаетесь в чтение книги, что выпадаете из реальности, ваш мозг живет жизнью персонажа на неврологическом уровне.

Эмпатия все больше и больше признается средоточием, центральной жизненной способностью, основой крепких, здоровых отношений и настроения в классе. Роман Крзнарик, автор книги "Эмпатия, руководство к изменению" говорит: "Был сделан совершенно невероятный сдвиг… понятие, которое было похоронено в учебных руководствах по психологии в течении почти столетия - эмпатия - оказывается одной из центральных сил для осуществления глобальных изменений".

Вот несколько подходов, которые могут попробовать использовать преподаватели:

ПОДБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩУЮ КНИГУ.
Первое что можно сделать - это найти подходящую историю. Один из подходов заключается в нахождении текстов с похожими жизненными сценариями, которые бы могли помочь детям лучше понять, что их сверстники могли бы испытывать в подобных ситуациях. На уровне начальной и средней школы существует истории для практически любой ситуации. Например, книга Кес Грэй "Мама-папский клей" помогает детям сочувствовать друзьям в ситуациях, когда родители расходятся, а произведение Фила Эрле "Быть Билли" дает детям постарше глубочайшее откровение каково это, жить в детском доме?

В общем, ищите тексты с разносторонними, правдоподобными персонажами. Даже если они делают ужасные вещи, история должна помогать детям понимать мотивы персонажа.

Дети отлично могут порекомендовать книги по острым темам, которые горячо обсуждаются в обществе. Например, книжки о том, как "быть иным". В частности книга Дэвида Уильяма "Мальчик в платье" довольно часто всплывает в рекомендациях детей.

Книжные группы помогают детям обнаруживать новые тексты и учиться тому, какой разной может быть жизнь других людей.

НАУЧИТЕ СЛОВАМ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЧУВСТВ.
Если у детей нет слов для того чтобы рассказать о своих чувствах, им становится сложно понять друг друга и строить отношения эффективно. Расспросы о том, что происходило в литературном произведении, а также обсуждения хорошо помогают выстроить язык эмоций. Особенно когда учитель и ученик работают вместе, выясняя что же сподвигнуло персонажа действовать или чувствовать так, как он действовал и чувствовал, попутно выясняя последствия этих действий и эмоций.

Любой учитель подтвердит силу встречи с настоящим автором. Организация прихода хоть одного в школу, с просьбой сделать акцент на эмоциях, может помочь детям расширить запас слов для обозначения эмоций. Мы сделали запись в блоге о занятии Сью Хендры по ее книге "Норман-слизняк".
Детям понравилось, как Хендра смешно и забавно описывала свои чувства, когда она садилась писать и вдруг обнаруживала инопланетян, поедающих ее карандаши.

Она помогла детям выучить новые слова для называния эмоций Нормана и поделилась с ними этими словами на огромной "стене чувств".

ВОЙДИТЕ В ШКУРУ ПЕРСОНАЖА.
Вовлечение детей в судьбу персонажа - хороший способ обучения эмпатии.

Такие писатели как Жаклин Вилсон и Кэти Кассиди приходят на ум по причине их умения создавать персонажей с сильнымы, уникальными голосами. Однако обратите также внимание на таких лауреатов премий как Патрик Несс и Нил Гейман, чей находчивый, изобретательный язык и сильное развитие персонажа завораживает читателей. Иван Бретт, учитель начальной школе Престон Парка использует Никта (от "никто", в английском варианте Bod от "nobody" ) из книги Геймана "История с кладбищем", “потому что он обыкновенный мальчик, попавший в необыкновенную ситуацию, и вхождение в шкуру Никта усиливает воображение учеников.

“Горячий стул” хорошо работает, когда рассматриваются такие темы как буллинг или предубеждения . Начните с собирания связанных с этими темами историй или сценариев. Попросите детей создать персонажа, который бы сильно отличался от них - булли или напротив, того кого травят - а затем посадите их на “горячий стул” для ответов на вопросы как если бы они действительно были этими людьми. Такое погружение в образ делает вещи намного более реальными. В классе по творческому письму помощь детям в процессе вхождения в шкуру персонажа, сделает их описание более живым и детализированным

Источник: "Lost for words? How reading can teach children empathy"



Статья Нила Геймана "О природе и пользе чтения": http://cameralabs.org/9549-shikarnaya-statya-o-tom-pochemu-nashe-budushchee-zavisit-ot-chteniya-i-voobrazheniya



  • 1
Очень интересно! Спасибо!

  • 1