?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О психологической устойчивости. Часть 2.
blossom_time

Развитие ребенка напоминает рычажные весы с чашами.

Опыт, который приводит к токсичному стрессу (например, длительное воздействие насилия, нищеты, или продолжительная болезнь) собирается на негативной стороне.

Позитивное воздействие, которое помогает токсичный стресс перевести в переносимый (например, поддерживающие, заботливые отношения или практика совладания с посильными задачами), склоняет чашу весов в другую сторону.

Одна из причин, по которой дети развиваются по-разному, состоит в том, что весы изначально могут быть по-разному загружены. Это означает, что даже под давлением серьёзных трудностей развитие может проходить в положительном направлении, если родители и другие заботливые взрослые обеспечивают ребенка чуткой обратной связью, а общество предоставляет ресурсы и поддержку семьям.

Однако есть еще один параметр, влияющий на то, в какую сторону будут склоняться весы.
Этот параметр - точка опоры рычага ("fulcrum" на картинке).
Если точка опоры изначально расположена ближе к одному из концов рычага, склонить весы в эту сторону будет сложнее.

На картинках выше начальное месторасположение точки опоры отражает индивидуальную предрасположенность, которая варьируется от ребенка к ребенку.
Вариации в темпераменте и врожденных особенностях отражают генетические различия, которые, в свою очередь, указывают на то, что каждый ребенок стартует в жизни со своим особенным, уникальным месторасположением этой точки опоры.

На что же влияет положение этой точки?
Оно влияет на то, как ребенок будет справляться с опытом, который у него есть: будут ли даже незначительные несчастья и неудачи склонять его к негативному полюсу или наоборот, он будет с легкостью справляться даже с большим объемом жизненных трудностей.

Дети стартуют в жизни с разными начальными данными. Однако, не смотря на этот факт, точка опоры не является фиксированной.

Возможность повлиять на движение точки опоры в сторону способности лучше справляться с негативным опытом появляется тогда, когда вы способствуете формированию навыков успешной работы со стрессом.

Развитие навыков саморегуляции, таких как способность фокусировать свое внимание, способность справляться с трудностями, адаптироваться к жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить, смещает точку опоры в сторону негативного полюса.

И последнее: не смотря на то, что точка опоры никогда не является абсолютно зафиксированной, способности мозга к изменениям уменьшаются с увеличением возраста.

Чем старше становится ребенок, тем труднее сдвинуть точку опоры.

Заключение:


  • 1. Наклон весов определяется изначальной загруженностью (оказывает влияние как количество токсичного стресса, так и наличие/отсутствие позитивного воздействия в виде заботливого взрослого).

  • 2. Наклон весов также определяется местоположением точки опоры.

  • 2a. Изначальное местоположение определяется генетикой: у разных детей разная способность справляться со стрессом.

  • 2b. Под влиянием накопленного положительного/отрицательного воздействия, точка опоры со временем может смещаться.

  • 2c. По причине того, что пластичность мозга уменьшается с увеличением возраста, чем старше становится ребенок, тем труднее сдвинуть точку опоры.

Ссылка на исследование: http://developingchild.harvard.edu/wp-content/uploads/2015/05/The-Science-of-Resilience1.pdf

Коротенькие видеоролики:
The Science of Resilience: https://youtu.be/1r8hj72bfGo
What is Resilience?: https://youtu.be/cqO7YoMsccU
How Resilience is Built: https://youtu.be/xSf7pRpOgu8