?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
HOW THE BRAIN LEARNS TO READ?
blossom_time

Prof. Stanislas Dehaene

World innovation summit for education.



Лаборатория профессора специализируется на исследовании мозга.

С помощью современных методов, в том числе МРТ,  изучается процесс познания :)



"ЧТО МОЖЕТ НАУКА О МОЗГЕ ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ?",- вот тот вопрос, на который пытаются дать ответ профессор и его команда.


Парадоксально, но зачастую учителя гораздо больше знают об устройстве автомобиля, чем о том, как устроен и работает детский мозг. Однако если вы действительно хотите изменить систему образования к лучшему, вам просто необходимо понимать, как функционирует детский мозг.

Если учитель будет знать, что происходит в процессе обучения с точки зрения работы мозга, если он будет понимать тонкости и нюансы, у него будет шанс сделать процесс обучения более эффективным.



ЧТЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА.

Если вы не умеете читать, любой текст будет воприниматься как картинка, как нечто, написанное на незнакомом вам языке. Это будет текст, из которого вы не сможете извлечь значение, смысл.



ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОТВЕТСТВЕННО ЗА ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ.

Чтение, как и любая другая визуальная стимуляция, начинается в occipital lobe - затылочной доле большого мозга. Дальше сигнал передается в область, ответственную за узнавание слова.

После этого сигнал идет по 2-м нейронным путям: первый отвечает за ЗНАЧЕНИЕ слова, а второй -  за его ПРОИЗНОШЕНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЮ.

То есть с точки зрения мозга, процесс чтения состоит, во-первых, из узнавания, вычленения букв, соединения их в слово. А затем происходит подключение к системам, ответственным за произношение и значение слова.

Области, обозначенные оранжевым и зеленым, характерны как для разговорного языка, так и для письма. Поэтому можно сказать, что чтение не является чем-то кардинально новым для ребенка.

К тому моменту, когда ребенок приходит учиться чтению, он УЖЕ имеет развитую систему распознавания изображений и развитую систему распознавания звуков, слогов и слов.

Все, что осталось - это создать интерфейс, позволяющий ему переводить видимое в слышимое и понимаемое.


КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ МЕНЯЕТ НАШ МОЗГ?

Профессор пытался выяснить: а как именно меняется мозг с приобретением навыков чтения и письма?

В нашем мозге есть области, ответственные за процесс говорения. Есть область мозга, отвечающая за распознавание букв. Она активизируется тогда, когда человек научился читать. Кроме того, эта область НЕ будет активна, если вы будете рассматривать китайские иероглифы, например.

Однако в процессе обучения в областях мозга, ответственных за распознавание визуальной информации, происходят значительные изменения. Канал между изображением (буквой) и тем, что мы слышим, нагружается. Вы, в частности, начинаете понимать, что один и тот же звук может по-разному визуально отображаться.



ЧТО ПРОИСХОДИЛО В “letter box area” ДО ТОГО, КАК МЫ НАУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ?

Изначально область мозга, в которой будет в дальнейшем происходить распознавание букв ( место хранения графических символов [А,Б,В,Г ... Я] ), не была предназначена для чтения.
В ней происходило распознавание объектов и лиц, шла работа по визуальному определению.

Теперь, когда вы учитесь читать, мозгу необходимо выделить какое-то пространство, где будут храниться объекты-буквы. Интересно, что этот процесс сопровождается побочным эффектом в виде того, что способность к распознаванию объектов снижается, в то время как способность к распознаванию букв растет. Кроме того, область, отвечающая за распознавание лиц, смещается в правое полушарие.


То есть в области мозга, ответственной за чтение, происходит борьба за место между "буквами" и "лицами".

И мозг РЕОРГАНИЗУЕТСЯ.

Теперь, благодаря этому наблюдению, мы можем объяснить некоторые вещи.



ОБЪЯСНЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЗЕРКАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И НАПИСАНИЯ.

Давайте попробуем с точки зрения работы мозга объяснить феномен, который вы наверняка наблюдали  у своих детей.

Дети часто пишут буквы зеркально, особенно в самом начале обучения.

Они часто пишут справа налево и наоборот, слева направо.

Самое удивительное, что таким образом дети совершают потрясающую вещь: они переизобретают бустрофедон.

Бустрофедо́н (от др.-греч. βοῦς — бык и στρέφω — поворачиваю) — способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется слева направо, то вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т. д. Это движение напоминает движение быка с плугом на поле. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

И это то, каким образом было организовано письмо в древней Греции, например.

На самом деле, даже не зная об этом факте, многие дети именно так и пишут.

Однако многие современные родители считают, что это ДИСЛЕКСИЯ (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).

На самом деле это не дислексия. Это наследие нашего прошлого, той способности мозга, которая есть у всех приматов.
В нас "вшит" механизм распознавания симметрии, помогающий определять, что это один и тот же человек (объект), в не зависимости от его ориентации в пространстве.


Таким образом, зеркальное написание - часть того же самого механизма, который может определить, что эти два лица на картинке - изображение одного и того же человека.
Но наша задача - понять, что odil  и libo - это 2 разных слова, по крайней мере 2 потенциально разных слова.

Поэтому для успешного обучения чтению и письму, мы должны “разучиться” распознавать симметрию в отношении букв.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦЕЛЬНОСЛОВНОМ ЧТЕНИИ.

Существуют разные мнения относительно того, как нам учить человека чтению и письму.

Следует ли обучать цельнословному чтению или лучше учить читать побуквенно?

Мы, наивные взрослые, полагаем, что читаем словами :) Это не так.

Мы просто забыли, не можем себе вообразить, насколько сложен процесс чтения.

Но если посмотреть на процессы, происходящие в вашем мозге, можно увидеть, что ваш мозг до сих пор пользуется системой распознавания каждой буквы в отдельности.

Итак,


  • Взрослый мозг не читает слова целиком. Он все еще оперирует буквами. Просто процесс распознавания букв в слове происходит тотчас же (или можно сказать, происходит одновременно, параллельно).

  • У детей процесс чтения протекает более медленнее. Мозг ребенка последовательно распознает букву за буквой.

  • Обучение цельнословному чтению занимает больше времени и тренирует "неправильные" области правого полушария.

  • Цельнословное чтение - это миф.


НЕЙРОНАУКА, БЕЗУСЛОВНО, МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОБРАЗОВАНИЮ.

Сейчас мы много знаем о чтении с точки зрения работы мозга. И мы действительно можем помочь нашим детям справиться.



Выступление профессора: https://www.youtube.com/watch?v=25GI3-kiLdo
Спасибо caria_arau за ссылку.




ДОПОЛНЕНИЯ из части вопрос-ответ:
1. Отдых, ночной сон - процесс, играющий огромную роль в процессе запоминания и познания. Есть исследования, доказывающие, что возможность спать дольше способствует лучшей обучаемости ребенка.
2. Способность к обучению очень сильно зависит от способности к концентрации.
3. Скорость изучения языка не так просто обозначить :) Например, итальянский можно выучить всего за 3 месяца, потому что там каждая буква соответствует определенному звуку. А вот английский - достаточно сложный язык, в котором слишком много исключений.  На его изучение в среднем надо года 2.